Задания на лето от учителя – логопеда
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома.
При выполнении рекомендаций следует соблюдать ряд условий:
- Приступать к выполнению рекомендаций следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.
- Большинство заданий выполняйте в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
- Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.
- Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.
- Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.
- Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.
- Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!
- Находясь рядом с ребёнком, развивайте у него волевые качества, умение ограничивать свои желания, доводить начатое до конца, выполнять нормы поведения.
- Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.
Уделяйте постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного развития словарного запаса, умения строить фразу детей.
Наполните повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:
- в собственной речи четко проговаривайте окончания слов, дайте ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.);
- обращайте внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).
- привлекайте внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т.д.).
Играйте в пальчиковые игры, лепите, рисуйте, раскрашивайте, клейте, вырезайте, конструируйте, используйте игры — мозаика, шнуровка, пазлы, лото, конструктор, лего и т.д. Ребёнок самостоятельно должен одеваться и раздеваться, обуваться и разуваться, застёгивать (расстёгивать) пуговицы, молнии, застёжки, шнуровать.
Пополните багаж знаний вашего ребёнка яркими впечатлениями и ощущениями.
Приятного, яркого вам отдыха!
Рекомендуемая литература для развития речи дошкольника:Белоусова Л.Е. Научиться пересказывать? Это просто! – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
Володина В.С. «Говорим правильно» — Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2007.
Воробьева Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
Козырева Л. М. Развитие речи. Дети 5—7 лет. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.
Косинова Е. М. Грамматическая №1, №2, №3, №4 для занятий с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Косинова Е. М. Лексическая тетрадь №1, №2, №3 для занятий с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4-6 лет. – СПб.: КОРОНА принт, 2004.
Рекомендуемая литература для закрепления в речи ребенка звука «С»
Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки «С», «С’». Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Баскакина И.В. Свистелочка. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука С. – М.: Айрис-пресс, 2009.
Гальская Н. В. Тетрадь для закрепления произношения звуков С, С, 3, 3′, Ц: Пособие для детей с нарушениями речи. — Мн.: «Аверсэв», 2003.
Зуева Л. Н. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников. В 3 альбомах. Альбом 1. Звуки С, 3, Ц. — М.: ООО «Издательство Астрель»: 000 «Издательство ACT», 2003.
Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми : пособие для логопедов и родителей : в 9 вып. : вып. 5. Звуки С—СЬ. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005.
Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация свистящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки С, Сь – З, Зь. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2005.
Скворцова И.В. Грамматика в картинках. Звук С. Для детей 4-6 лет. – СПб.: Нева, ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
Рекомендуемая литература для закрепления в речи ребенка звука «Ш»
Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки «Ш», «Ж». Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Баскакина И.В. Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звуков Ж и Ш. – М.: Айрис-пресс, 2009.
Гальская Н. В. Тетрадь для закрепления произношения звуков Ш, Ж: Пособие для детей с нарушениями речи.— Мн.: «Аверсэв», 2003.
Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми : пособие для логопедов и родителей : в 9 вып.: вып. 7. Звуки Ш, Ж.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005.
Зуева Л. Н. Логопедия для дошкольников. : Альбом 2. Звуки Ш, Ж, Щ, Ч. — М.: ООО «Издательство Астрель», 000 «Издательство ACT», 2001.
Комарова Л.А. Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация шипящих звуков у детей: дидактический материал для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Ш, Ж, Щ. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2005.
Скворцова И.В. Грамматика в картинках. Звуки Ш, Ж. Для детей 4-6 лет. – СПб.: Нева, 2003.
Рекомендуемая литература для закрепления в речи ребенка звука «Л»
Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки «Л», «Л’». Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Баскакина И.В. Приключения Л. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Л. – М.: Айрис-пресс, 2009.
Гальская Н.В. Тетрадь для закрепления произношения звуков Л, Л’: Пособие для детей с нарушениями речи. – Мн.: «Аверсэв», 2003.
Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми : пособие для логопедов и родителей : в 9 вып.: вып.1. Звук Л.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Зуева Л. Н. Логопедия для дошкольников: Альбом 3. . Звуки Р, Л — М.: ООО «Издательство Астрель», 000 «Издательство ACT», 2001.
Комарова Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация сонорных звуков Л, Ль у детей: дидактический материал для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Л, Ль. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
Скворцова И.В. Грамматика в картинках. Звук Л. Для детей 4-6 лет. – СПб.: Нева, ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
Рекомендуемая литература для закрепления в речи ребенка звука «Р»
Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки «Р», «Р’». Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Баскакина И.В. День рождения Р. Логопедические игры. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Р. – М.: Айрис-пресс, 2010.
Гальская Н.В. Тетрадь для закрепления произношения звуков Р, Р’: Пособие для детей с нарушениями речи. – Мн.: «Аверсэв», 2003.
Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми : пособие для логопедов и родителей : в 9 вып.: вып.3. Звук Р.— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008.
Зуева Л. Н. Логопедия для дошкольников: Альбом 3. . Звуки Р, Л — М.: ООО «Издательство Астрель», 000 «Издательство ACT», 2001.
Комарова Л.А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация сонорных звуков Л, Ль у детей: дидактический материал для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2008.
Скворцова И.В. Грамматика в картинках. Звук Р. Для детей 4-6 лет. – СПб.: Нева, ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
Рекомендуемая литература для дифференциации в речи ребенка
звуков «С»-«Ш», «З»-«Ж», «С»-«Ч», «Ч»-«Ц», «Ш»-«С’»
Азова Е.А., Чернова О.О. Учим звуки «С»-«Ш», «З»-«Ж», «С»-«Ч», «Ч»-«Ц», «Ш»-«С’». Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Комментариев нет:
Отправить комментарий